Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 87 "Золушка" города Калуги
Принято решением педагогического Утверждено
приказом
заведующего
совета
МБДОУ № 87 № 169/02-06 от 31.08.2021
протокол №1 от 31.08.2021
ПОЛОЖЕНИЕ
о мини-музее
о муниципального дошкольного образовательного учреждения № 87
«Золушка» города Калуги
г. Калуга
1. Общие положения
Мини-музей муниципального дошкольного образовательного учреждения № 87
«Золушка» города Калуги (далее – мини-музей ДОУ) создаѐтся в холле Учреждения и в
каждой возрастной группе в целях воспитания, обучения, развития и социализации
воспитанников. Профиль и функции мини-музея определяются задачами Учреждения.
2. Цели:
воспитание у дошкольников основ музейной культуры, расширение кругозора детей,
использование инновационных форм работы с детьми.
Задачи:
- приобщать дошкольников к общечеловеческим ценностям;
- вовлекать родителей воспитанников в образовательный процесс;
- обогащать развивающую предметно - пространственную среду ДОУ.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли
взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип интеграции различных видов детской деятельности и образовательных
областей.
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
3. Организация и деятельность мини-музеев
Мини-музеи организуются во всех возрастных группах с учетом интересов детей,
педагогов, родителей. Мини-музеи систематически пополняются материалом, на их базе
организуется культурно-просветительская и информационная деятельность.
4. Руководство деятельностью мини-музея
Общее руководство деятельностью мини-музеев осуществляет заместитель заведующего
по ВР. Текущую работу мини-музеев осуществляют воспитатели групп (специалисты).
4.1.Распределение обязанностей между педагогами
Если идея мини-музея возникает по инициативе детей, то главным исполнителем проекта
являются воспитатель, дети и родители группы.
Если заранее запланированный проект, охватывающий весь коллектив ДОУ, координирующую роль выполняет старший воспитатель. Он обобщает предложения педагогов,
детей и родителей, включает задачу создания и использования мини-музеев в
перспективные планы, анализирует образовательные программы, проводит конкурсы
среди групп, составляет методические рекомендации для педагогов. Главным куратором
мини-музея в группе является воспитатель.
4.2.Сбор информации
Составляется перечень экспонатов, которые составляют основу коллекции мини-музеев.
4.3. Выбор места для мини-музея
4.3.1. Групповое помещение
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по
мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к
материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать
экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать
некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и
проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Экспонаты
группового мини-музея могут размещаться на небольших стеллажах.
4.3.2. Холл 2 этажа Учреждения.
Витрины для экспонатов располагаются в удобном месте, не мешая выходу детей из
групповых помещений в зоне комфортного ожидания, закреплены к стенам на уровне
глаз ребенка.
4.3.3. Помещения для дополнительных занятий, студии
При оформлении мини-музеев в дополнительных помещениях важно учитывать
специфику занятий, которые в нем проводятся. Рядом с физкультурным залом можно
выделить уголок для мини-музея мячей или другого спортивного оборудования. В
экологическую комнату или зимний сад органично впишется музей природы, а в дизайнстудию — мини-музей предметов с необычным дизайном или историей их создания.
Театральная студия может быть дополнена музеем театральных кукол или костюмов,
комната сказок — мини-музеем сказочных предметов и персонажей, музыкальный зал —
коллекциями музыкальных инструментов, библиотека — музеем книги, игровая комната
— музеем игрушек, компьютерная — мини-музеем с фотографиями компьютерной
техники, старой клавиатуры, компьютерных мышек, ковриков. В лаборатории может быть
собрана коллекция биноклей, песочных часов, лабораторной посуды, увеличительных
стекол
4.3.4. Территория
К традиционным музеям такого типа относятся исторические и фольклорные экспозиции.
Музей может быть представлен национальной избой, фермой (деревянные фигурки
животных), избушкой Бабы Яги или лешего, ветряной или водяной мельницей,
деревянными лавочками и столиками, за которыми можно пить чай из самовара,
старинной утварью. Украсят музей цветочные композиции в глиняных горшках или в
деревянных телегах, фигурки аистов в гнездах и ферма с домашними животными или их
фигурками.
5.Связь с социумом
Детский сад определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеями,
театрами, организацией ветеранов, обществом охраны природы, администрацией),
школой и налаживает контакты с учреждениями и организациями. Это дает возможность
детскому саду реализовать в музейной педагогике преемственность.
6. Взаимодействие с детьми и родителями воспитанников
На подготовительном этапе проводится работа с детьми: беседы о том, что такое
коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи. Дети и родители
готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.
Для более эффективного сотрудничества с семьями может быть создан родительский
совет и разработаны семейные проекты.
7.Оформление мини-музея зависит от возможностей и воображения коллектива детского
сада. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных
уровнях: вертикальном и горизонтальном. На стеллажах и настенных полочках, ширмы,
стенды, столики разной величины, тумбы.
На горизонтальном уровне, экспонаты смотрятся в одной плоскости и вкруговую.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
• размещение материала на настенных полочках;
• использование ширм;
• использование стендов;
• использование мобилей;
• другое.
Можно подвешивать мелкие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками
или заданиями. Возле конкретных экспонатов имеются знаки-правила о взаимодействии
с данными предметами. Периодически появляются различные «секретики» — задания,
необычные экспонаты, сюрпризы
8. Название мини-музея
Название мини-музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание.
9. Игры для мини-музеев
Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые,
игры-драматизации, дидактические и т.п.). Дидактические игры или материалы для
игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно
разместить на стендах.
10. Открытие мини-музея проводится в торжественной «официальной» обстановке с
приглашением родителей (возможно детей других групп, учеников близлежащей школы,
сотрудников музеев и других представителей социума).
11.Обязанности руководителя мини-музея
Руководство работой музея осуществляется заместителем заведующего по ВР ДОУ.
Руководитель мини-музея обязан: принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность.
Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую литературу.
Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями
Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в
образовательном процессе
12. Документация
К документации мини-музея относятся:
- журнал инвентаризации музейных экспонатов;
- тематический план.
Powered by TCPDF (www.tcp df.o rg)