РОДИТЕЛЯМ НАШИХ БУДУЩИХ ВОСПИТАННИКОВ: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приближается долгожданный и очень волнующий момент - Ваш малыш начнет ходить в детский сад. Для него и для Вас наступит новый жизненный этап. Этот момент вызывает порой много сомнений, тревог, волнений и вопросов. Надеемся, что предложенная нами информация поможет Вам подготовиться к этому важному событию.
Что может получить ребенок в детском саду?
30.04.2020
1. Возможность играть с большим количеством
сверстников.
Игра является необходимой и
важнейшей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее качественный вариант
игры предоставляют ребенку другие дети. Со взрослым, конечно, тоже можно
поиграть, но это будет совершенно другое дело.
2. Умение приближаться, налаживать контакт с самыми
разными людьми (как со взрослыми, так и с детьми).
3. Умение правильно реагировать на враждебные действия
других детей.
Ребенок учится реагировать
на агрессию сверстников, давать отпор, отстаивать свои интересы, не вызывая
враждебности окружающих, защищать кого-то или искать помощи.
4. Возможность оценить себя на фоне других детей,
получить первый опыт конкуренции в группе себе подобных.
5. Умение удерживать комфортную дистанцию с детьми.
Большой коллектив
позволяет выработать свое отношение к разным детям и умение
сближаться с приятными детьми и держаться подальше от неприятных.
6. Умение меняться с другими.
Жизнь среди людей
связана с постоянным обменом. Мы обмениваемся предметами материального мира,
идеями, эмоциями. Все эти навыки — результат опыта жизни в обществе, они не
являются врожденными характеристиками. Детский коллектив в раннем возрасте
предоставляет контекст для закладки основ такого обмена.
7. Навыки общения с чужими взрослыми.
Ребенок в детском саду
впервые сталкивается со взрослыми, которые относятся к нему без родственной
любви. Ребенок учится формировать привязанность в новом месте, с новыми людьми.
Детский сад по сравнению с
типичной современной семьей — это «большой мир», в котором ребенок может быть
счастлив, но перед этим он должен понять правила этого мира. Процесс
социализации начинается с самого рождения. Однако наиболее чувствительным
периодом для наработки социальных навыков считается дошкольное детство.
Материал представлен по книге Филоненко Е.
Воспитание
ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка продолжается.
Как подготовить малыша к детскому саду?
30.04.2020
Подготовка малыша начинается задолго до того дня, когда он впервые войдет в
группу.
·
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда
ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.
Например: детский сад — это такой большой дом, куда мамы и папы приводят
своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и
взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и
стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие
шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать,
поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти
на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад,
чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты
мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у
меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад
своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, ты у меня уже большой, и я
начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться. Купить все необходимые
вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада.
·
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как
ему повезло — скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в
присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь
его приняли в детский сад.
·
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще
вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш
ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет
делать в саду после прогулки, куда
складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать
после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли
ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое
событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
·
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому
он может обращаться за помощью, как он это сделает.
Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу
пить», и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об
этом».
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому
Требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и
иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу:
«Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного
подождать».
Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы —
воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.
Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре.
Поддерживайте такие игры.
·
Обсудите и приготовьте вместе с ребенком небольшую игрушку или другой
предмет (носовой платочек, салфеточку), который станет «кусочком дома»
и который
он сможет взять с собой в детский сад.
·
Научите малыша знакомиться с другими детьми,
обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои
игрушки, свои услуги другим детям. Эти умения Вы можете закреплять на
детских площадках, в ежедневной практике общения.
·
Разработайте вместе с ребенком несложную систему
прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
·
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода.
Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период
у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
·
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье
детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители
сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания
ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.
Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому
саду.
·
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых
сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями
и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам.
Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего
ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
·
Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не
менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой
форме или через педагогов или специалистов. Чем лучше будут ваши отношения с
воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть
вашему ребенку.
·
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний
в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским
садом. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с
детским садом.
·
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите
с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте
ребенка.
Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно.
Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится
интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!».
Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как прежде, дорог Вам и любим.
·
Тренируйте буквально с самого рождения систему
адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в
которых требуется менять формы поведении.
·
Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в
детском саду и введите их в домашний распорядок дня.
·
Отправляйте ребенка в детский сад только здоровым.
·
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком
детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.
·
Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания
и личной гигиены.
·
Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую
атмосферу. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их
предъявлении. Будьте терпеливы с ним.
·
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
·
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор»
(комментируйте его действия).
·
Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в
разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные
объяснения.
·
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?». На вопрос: «Почему
ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
·
Занимайтесь с малышом совместно творческой
деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
Радуйтесь Вашему малышу!
Психологические особенности детей раннего возраста
30.04.2020
·
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии
детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера,
появляются первые устойчивые качества личности.
·
Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость
эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время
чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут
быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен
мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым
проявлениям его эмоциональности.
·
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная,
она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом
особенности их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей,
определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов,
ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.
·
Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение
со взрослыми.
·
Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка
малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые.
Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как
недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания
осуществлять любую деятельность.
·
Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира.
Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома
должен соответствовать режиму дня в детском саду. Так малыш будет чувствовать
себя увереннее и спокойнее.