УСВОЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ЯЗЫКА
15.12.2020
К семи годам ребенок овладевает всеми грамматическими
формами разных частей речи, в том числе и наречиями, характеризующими признаки
действий: пространственными (пошел вперед, назад), временными (пришел поздно),
образа действий (бежал быстро), правильно употребляет предлоги, причастия
образует первое время с помощью взрослых (журчит ручей - журчащий ручей), в
детской речи появляются сложные слова (самолет, вездеход), сложноподчиненные
предложения с союзами «потому что, если». Только тогда речь у ребенка
дошкольника может быть полностью сформированной.
Посредством дидактических игр и упражнений можно
усвоить те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у него трудности.
Дидактические игры на образование
грамматических форм слов.
Один - много.
Цель:
образование именительного падежа множественного числа.
Взрослый называет один предмет, а
ребенок много: рука - руки, окно - …, колесо - .., гнездо - …, ведро - …, озеро
- …, дерево- …, перо -…, лист - …, стул -…, крыло - ….
Кто вышел?
Цель:
образование именительного падежа единственного или множественного числа. Из
берлоги вышел ....(кто?) (медведь) Из норы вылезла ....(кто?) (лиса) Из норы
выбежали .... (кто?) (мышки) Из дупла выглянула ...(кто?) (белка)
Почтальон.
Цель: образование винительного падежа единственного
и множественного числа. ? - Письмо-письма; телеграмму-телеграммы;
конверт-конверты.
Кому что?
Цель: образование дательного падежа.
Косточку кому? - Собаке;
Зерно кому? - Курице;
Овес кому? - Лошадям.
У кого детеныши?
Цель: образование родительного падежа.
Утята у
кого? - У утки.
Ягнята у
кого? - У овцы.
Жеребенок у
кого? - У лошади.
Много -
чего?
Цель: образование родительного падежа единственного
и множественного числа.
Яблоко -
много чего? - яблок; груша - много чего? - груш и т.д.
Что
обозначает?
Цель: многозначность слова.
Шляпка -
головной убор; у гриба; у гвоздя, (коса, ручка, ножка, ключ).
2.
Игры на словообразование прилагательных.
Определим
цвет.
Цель: согласование прилагательных с
существительными.
Помидор – какой? - красный, огурцы – какие? - зеленые,
тыква – какая? – желтая, оранжевая.
Кто это и
какой?
Это волк - он злой; это лиса - она пушистая,
маленькая, хитрая и т.д.
Что это и
какое оно?
Это яблоко - оно круглое, красное, вкусное; это песок
- желтый, рассыпчатый, сухой.
Назови
правильно.
Взрослый называет картинки, а
ребенок подбирает цвет: платье - синие, флажок - красный, трава - зеленая и
т.д.
3.
Словообразование имен прилагательных.
Назови ласково.
Белый -
беленький, хороший - хорошенький и т.д.
Какой
материал?
Змей сделан
из бумаги - бумажный змей, стакан из стекла - стеклянный, шкаф из дерева -
деревянный (картона, железа, пластмассы).
Чья это
часть.
У лисы хвост (чей?) - лисий, (какой?) пушистый,
большой, рыжий. У слона хобот - слоновий, длинный, гибкий, подвижный. У овечки
шерсть - овечья, мягкая, пушистая, густая.
Сравни.
Торт бывает вкусный, но бывает еще
вкуснее, сладкий - слаще, хороший - лучше.
4.
Глагол.
Нужные
инструменты.
Например: иголка
- иголкой шьют, утюг - утюгом гладят и т.д.
Измени слово.
Картинки с изображением одного или нескольких детей;
слова - рисовать, бежать, носить и т.д. Например, он рисует - они рисуют.
Писать - я
пишу - мы пишем. Слова - бежать, водить, укусить, сказать.
Что делает?
Что делает
ветер? - сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна.
Вчера - сейчас.
Прошедшее и настоящее время: Вчера я ходила в парк,
каталась на карусели. Сейчас я играю с куклой, одеваю ее и т.д.
Настоящее - будущее время: Сегодня я рисую, завтра
буду рисовать.
Прикажи.
Сидеть -
сядь, стоять - встать, лежать - ляг, взять - возьми.
Иди - стой, сядь - встань, повесь -
сними, возьми - положи.
5.
Игры на изменение имен числительных.
Посчитай.
Согласование
с существительными.
Одна палочка,
две палочки, три палочки и т.д. (дерево, карандаш).
Кому сколько?
Согласование
с существительными в разных падежах. Двум детям - две груши. Трем детям - три
груши и т.д.
Бери по одному предмету.
Я беру один
карандаш, одну ручку, одно письмо и т.д.
Посчитай детенышей.
Один
поросенок, два поросенка и т.д.
Что на третьем месте?
Согласование
с существительными в разных падежах. Образец: что на третьем месте? - На
третьем месте красное платье.
На каком месте?
На каком
месте синее платье, красный кубик? На первом, на втором и т.д.
6.
Работа над предложением.
Кто придумает конец, тот и будет молодец.
Работа с
сюжетными картинками.
Кто что любит.
Медведь
любит мед, ягоды; белка любит орехи, грибы.
Кому какой подарок?
В день рождения кукле подарим платье, петушку дадим
зерна, кролику положим морковку.
Назови порядок.
Составление предложений по опорным словам: ручка,
писать, Маша - Маша пишет ручкой.
Соедини слова.
Составление рассказа по опорным словам: день, лес,
дети, грибы, корзина.
«Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в
лес по грибы. Они взяли с собой корзину.»
Что где растет?
Сосна растет
… (где?) в лесу.
Яблони …в
саду.
Травка …на лугу.
Кто где сидит?
Бабочка
сидит на цветке, пчелы - в ульях.
Где едет?
Машина по дороге, корабль плывет по морю. Самолет летит
в небе.
Выполняй и объясняй.
Ребенок получает задание: игрушки на
стол, в стол, держать под столом.
Где грибок?
(на, в, из,
под, над) Демонстрировать картинку с изображением грибка в разных положениях
относительно книги, задавать вопросы, где грибок. – На книге, под книгой, в книге, над книгой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2020
Дата обновления: 15.12.2020
Дата публикации: 15.12.2020