УСВОЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ЯЗЫКА

15.12.2020

К семи годам ребенок овладевает всеми грамматическими формами разных частей речи, в том числе и наречиями, характеризующими признаки действий: пространственными (пошел вперед, назад), временными (пришел поздно), образа действий (бежал быстро), правильно употребляет предлоги, причастия образует первое время с помощью взрослых (журчит ручей - журчащий ручей), в детской речи появляются сложные слова (самолет, вездеход), сложноподчиненные предложения с союзами «потому что, если». Только тогда речь у ребенка дошкольника может быть полностью сформированной.

Посредством дидактических игр и упражнений можно усвоить те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у него трудности.

Дидактические игры на образование грамматических форм слов.

1.                  Словоизменение:

Один - много.

Цель: образование именительного падежа множественного числа.

Взрослый называет один предмет, а ребенок много: рука - руки, окно - …, колесо - .., гнездо - …, ведро - …, озеро - …, дерево- …, перо -…, лист - …, стул -…, крыло - ….

Кто   вышел?

Цель: образование именительного падежа единственного или множественного числа. Из берлоги вышел ....(кто?) (медведь) Из норы вылезла ....(кто?) (лиса) Из норы выбежали .... (кто?) (мышки) Из дупла выглянула ...(кто?) (белка)

Почтальон.

Цель: образование винительного падежа единственного и множественного числа. ? - Письмо-письма; телеграмму-телеграммы; конверт-конверты.

Кому что?

Цель: образование дательного падежа.

Косточку кому? - Собаке;

Зерно кому? - Курице;

Овес кому? - Лошадям.

У кого детеныши?

Цель: образование родительного падежа.

Утята у кого? - У утки.

Ягнята у кого? - У овцы.

Жеребенок у кого? - У лошади.

Много - чего?

Цель: образование родительного падежа единственного и множественного числа.

Яблоко - много чего? - яблок; груша - много чего? - груш и т.д.

Что обозначает?

Цель: многозначность слова.

Шляпка - головной убор; у гриба; у гвоздя, (коса, ручка, ножка, ключ).

2.          Игры на словообразование прилагательных.

Определим цвет.

Цель: согласование прилагательных с существительными.

Помидор – какой? - красный, огурцы – какие? - зеленые, тыква – какая? – желтая, оранжевая.

Кто это и какой?

Это волк - он злой; это лиса - она пушистая, маленькая, хитрая и т.д.

Что это и какое оно?

Это яблоко - оно круглое, красное, вкусное; это песок - желтый, рассыпчатый, сухой.

Назови правильно.

Взрослый называет картинки, а ребенок подбирает цвет: платье - синие, флажок - красный, трава - зеленая и т.д.

3.          Словообразование имен прилагательных.

Назови ласково.

Белый - беленький, хороший - хорошенький и т.д.

Какой материал?

Змей сделан из бумаги - бумажный змей, стакан из стекла - стеклянный, шкаф из дерева - деревянный (картона, железа, пластмассы).

Чья это часть.

У лисы хвост (чей?) - лисий, (какой?) пушистый, большой, рыжий. У слона хобот - слоновий, длинный, гибкий, подвижный. У овечки шерсть - овечья, мягкая, пушистая, густая.

Сравни.

Торт бывает вкусный, но бывает еще вкуснее, сладкий - слаще, хороший - лучше.

4.          Глагол.

Нужные инструменты.

Например: иголка - иголкой шьют, утюг - утюгом гладят и т.д.

Измени слово.

Картинки с изображением одного или нескольких детей; слова - рисовать, бежать, носить и т.д. Например, он рисует - они рисуют.

Я и мы.Хочу такой сайт

Писать - я пишу - мы пишем. Слова - бежать, водить, укусить, сказать.

Что делает?

Что делает ветер? - сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна.

Вчера - сейчас.

Прошедшее и настоящее время: Вчера я ходила в парк, каталась на карусели. Сейчас я играю с куклой, одеваю ее и т.д.

Настоящее - будущее время: Сегодня я рисую, завтра буду рисовать.

Прикажи.

Сидеть - сядь, стоять - встать, лежать - ляг, взять - возьми.

Иди - стой, сядь - встань, повесь - сними, возьми - положи.

5.          Игры на изменение имен числительных.

Посчитай.

Согласование с существительными.

Одна палочка, две палочки, три палочки и т.д. (дерево, карандаш).

Кому сколько?

Согласование с существительными в разных падежах. Двум детям - две груши. Трем детям - три груши и т.д.

Бери по одному предмету.

Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо и т.д.

Посчитай детенышей.

Один поросенок, два поросенка и т.д.

Что на третьем месте?

Согласование с существительными в разных падежах. Образец: что на третьем месте? - На третьем месте красное платье.

На каком месте?

На каком месте синее платье, красный кубик? На первом, на втором и т.д.

6.          Работа над предложением.

Кто придумает конец, тот и будет молодец.

Работа с сюжетными картинками.

Кто что любит.

Медведь любит мед, ягоды; белка любит орехи, грибы.

Кому какой подарок?

В день рождения кукле подарим платье, петушку дадим зерна, кролику положим морковку.

Назови порядок.

Составление предложений по опорным словам: ручка, писать, Маша - Маша пишет ручкой.

Соедини слова.

Составление рассказа по опорным словам: день, лес, дети, грибы, корзина.

«Наступил ясный солнечный день. Дети решили пойти в лес по грибы. Они взяли с собой корзину.»

Что где растет?

Сосна растет … (где?) в лесу.

Яблони …в саду.

Травка …на лугу.

Кто где сидит?

Бабочка сидит на цветке, пчелы  - в ульях.

Где едет?

Машина по дороге, корабль плывет по морю. Самолет летит в небе.

Выполняй и объясняй.

Ребенок получает задание: игрушки на стол, в стол, держать под столом.

Где грибок?

(на, в, из, под, над) Демонстрировать картинку с изображением грибка в разных положениях относительно книги, задавать вопросы, где грибок.  – На книге, под книгой, в книге, над книгой.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.12.2020

Дата обновления: 15.12.2020

Дата публикации: 15.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».