Принята на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «31» августа 2021 г.
Утверждена приказом
№ 169/02-06
от «31» августа 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТ АРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«Речевичок »
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель
учитель – логопед
Титова Г.Н.
Калуга, 2021
№п/п
1
1.1.
Содержание
стр.
Целевой раздел
Пояснительная записка
3
1.1.1.
Цели и задачи рабочей Программы
3
1.1.2.
Принципы и подходы к формированию Программы
4
1.1.3.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
особенностей развития речи детей 6-7 лет
4
'1.2.
Планируемые результаты освоения Программы
9
1.2.1
Особенности организации педагогической диагностики
9
2
2.1.
2.2.
3
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности по реализации Дополнительной
образовательной программы социально – гуманитарной направленности
«Речевичок»
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
11
13
Организационный раздел
3.1.
Методическое обеспечение Программы
14
3.2.
Примерный распорядок и расписание занятий
14
3.3.
Учебно – тематический план
15
3.4.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
18
3.5.
Перечень источников, используемых при разработке Программы
20
Краткая презентация Программы
21
4
2
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребѐнком
разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема
готовности ребѐнка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой
готовностью к школе понимается взаимосвязь множества
компонентов,
основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух,
звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качестваречи,
способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в
начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для
всего последующего образования. С каждым годом увеличивается число
детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие
трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо
запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к
низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство
зрительного,
пространственного
и
фонематического
восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
1.1.1.Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Формирование
умения
произносить
и
читать
слова
различной
звукослоговой структуры у детей 6-7 лет.
Задачи:
Подготовить детей к обучению грамоте
- формировать у детей первоначальные представления понимания того,
что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и
трѐхсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
3
Воспитывать звуковую культуру речи
- формировать и закреплять правильное произношение звуков родного
языка и соотносить их с буквенным изображением; вырабатывать
интонационную выразительность, дикцию, силу голоса, темп речи.
Формировать грамматический строй речи
- развивать умение образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучать правильному
построению предложений.
Развивать процессы восприятия, мышления, речи
- совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного
анализаторов, умение ориентироваться в пространстве.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учѐтом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными
возрастными возможностями детей).
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала).
3. Наглядности (предлагает наличие наглядного раздаточного материала,
наличие дидактических игр и пособий).
4.
Индивидуализации
(учитывает
психологические
особенности
дошкольников).
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения).
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи).
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики особенностей развития речи детей 6-7 лет
Благодаря большой кропотливой работе педагогов и родителей в
предшествующие годы речь шестилетнего ребенка развита достаточно
4
хорошо. Он владеет практически всеми основными сторонами родного
языка. В последний год перед школой уровень речевого развития каждого
ребенка
качественно
совершенствуется:
дополняется,
уточняется,
закрепляется. Активно продолжается работа по развитию связной речи,
которая аккумулирует и широко использует все достижения речевого
развития детей.
Для построения правильной методической работы по развитию речи
взрослым
(педагогам
и
родителям)
следует
знать:
1)
состояние
произносительной стороны речи; 2) лексический объем речи (словарь); 3)
состояние грамматического строя речи; 4) особенности развития связной
речи; 5) уровень развития мелкой моторики рук.
Произносительная сторона речи
Произносительная
сформирована
и
сторона
нуждается
речи
лишь
детей
в
седьмого
некотором
года
жизни
закреплении
и
уточнении. Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического
слуха). Уровень развития речевого слуха позволяет детям 6—7 лет:
контролировать правильность собственной речи и речи окружающих
при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции слов, в
согласовании слов в предложении;
определять наличие определенного звука во фразе; выделять из фразы
слова с заданным звуком; подбирать слова: на определенный звук;
заканчивающиеся на заданный звук; со звуком, находящимся в середине
слова; с двумя заданными звуками [с — ш], [з — ж], [ц — с],
например:соцветие-,
дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и
твердые звуки;
различать лексическое значение слов-паронимов.
Речевое дыхание. У детей 6—7 лет сформировано правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Исключение составляют
дети с различной формой заикания, которым рекомендуются занятия с
5
логопедом. Объем легких детей седьмого года жизни позволяет им
произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 6—8 слов. В сложных по
конструкции предложениях дети рационально используют выдыхаемый
поток воздуха, умеют делать правильные остановки в речи для нового
короткого вдоха, не нарушая при этом целостности произносимой фразы.
Звукопроизношение. Ребенок 6 лет в норме владеет правильным
произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются
недостатки,
выражающиеся
в
недостаточно
четкой
дифференциации
отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие
согласные, твердые и мягкие звуки. У части детей процесс закрепления
навыков правильного произношения (или автоматизации) звуков [р — р’], [л
— л’] несколько затягивается. Эти дети не владеют в достаточной мере
самоконтролем при произношении данных звуков. Им требуется помощь
окружающих взрослых.
Словопроизношение. Детям 6-7 лет доступно произношение слов
сложной звуко-слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы,
соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от
высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр).
Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных
звуков (экскаватор, оркестрант и т. п.).
Лексический объѐм речи
Объем
словаря
детей 6—7
лет
различен.
Это
зависит
от
индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он
воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает
5000
слов.
Активное
расширение
словаря
идет
за
счет
развития
познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на
основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет
фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и
общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким).
Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде
6
всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном
окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в
магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты
живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие
характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.);
объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года.
Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий,
связанных с деятельностью человека.
Продолжается
работа
с
синонимами,
антонимами,
омонимами.
Закрепляются представления детей о многозначности слов. Они понимают и
используют в своей речи слова с переносным значением (хитрая,как лиса;
быстрый, как ветер и т. п.). Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического
запаса слов детей б—7 лет является способность усваивать каждое
воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году
жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т.
п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение —
предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п.
Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
Грамматический строй речи
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с
развитием грамматического строя речи. Дети 6— 7 лет достаточно легко (с
помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они
осваивают практически все способы словообразования русского языка (на
уровне языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют в
самостоятельной речи прилагательные сравнительной степени (добрый—
добрее). Они правильно употребляют часто встречающиеся несклоняемые
существительные (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют
в
своей
речи
практически
все
предлоги,
выражающие
пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с
7
приставкой пере_ не путают ее с другими близкими по звучанию
приставками (при-, про ).
По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании
существительных в родительном падеже множественного числа. При этом
они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается.
В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети
допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начать.
В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения
сложной конструкции. Отвечая на проблемные вопросы (почему? зачем?
как?),
они
стилистически
правильно
строят
ответы,
употребляя
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Таким образом,
дети б—7 лет на интуитивном уровне имеют достаточно точное знание норм
грамматики.
Развитие связной речи
С шестилетними детьми продолжается серьезная работа по обучению
связной речи (диалогу и монологу). Чем старше ребенок, тем больше
времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи.
Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 6—7
лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его
умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная
речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком: освоение произносительной стороны, словарного состава, грамматического строя. Владение разнообразными навыками связной речи
позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и
взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и
впечатления - ми, получить необходимую и интересующую информацию.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью,
которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей
и социально значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с
правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника,
8
формулировать и задавать вопросы, строить ответ (реплику) в соответствии с
услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели,
ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в
наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание,
просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо
продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять
детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в
повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для
получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической
речи в монологи.
На протяжении седьмого года жизни продолжается обучение детей
составлению
монологических
текстов.
К
6
годам
дети
освоили
элементарное построение монологов повествовательного и описательного
типа. Они умеют определять главную тему высказывания и выстраивать
последовательность частей монолога-повествования (начало; средняя часть,
концовка); называть объект речи, определять и выдерживать элементарную
логику перечисления в монологах-описаниях. Возросшие возможности
детей 6 лет позволяют обучать их правилам составления элементарных
контаминированных текстов (т. е. умению комбинировать повествовательные и описательные монологи).
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного года дети должны:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
2. Владеть чтением посредством складового метода;
3. Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя символы
для обозначения гласных и согласных звуков;
4. Проводить работу по составлению схем слов и предложений.
1.2.1. Особенности организации педагогической диагностики
Педагогическая комплексная диагностика
9
уровня практического осознания элементов языка и речи
/для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с
возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных,
входит осознание ими языковой действительности в процессе специально
организованного обучения. Изучение практического осознания элементов
речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова,
фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются
следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в
этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят
играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов.
Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов –
неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Фамилия и
имя
ребенка
Количественная оценка в баллах
выделение
слова
Фонемный
анализ
Таблица 1
Общая оценка
анализ
предложений
Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического
осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе
суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне
речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в
итоговой таблице.
Сроки проведения диагностики:4 неделя октября, 4 неделя мая.
10
2. Содержательный раздел
Содержание программы
позволяет в занимательной игровой форме
усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия
и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению
является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения
программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое
восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В
структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами
соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется
двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию
материала.
При
составлении
возрастные
особенности
программы
детей,
их
учитывались
индивидуальные
потенциальные
возможности
и
и
способности.
2.1. Описание образовательной деятельности по реализации
Дополнительной образовательной программы социально –
гуманитарной направленности «Речевичок»
Этапы работы
1. Звуки гласные и согласные.
2. Гласные звуки и буквы.
3. Парные по твѐрдости и мягкости согласные звуки.
4. Деление слов на слоги.
5. Ударение.
6. Правила написания предложений.
Постепенно дети овладевают чтением посредством складового
метода; учатся составлять звуковые схемы слогов и слов, используя цветные
11
символы для обозначения гласных и согласных звуков; проводят работу по
составлению схем слов и предложений; знакомятся с рядом грамматикоорфографических правил; расширяют и уточняют представления об
окружающей действительности, обогащают словарный запас и развивают
устную речь.
Основные направления изучения буквы:
1.
Выделение изучаемого звука из слов в сильной позиции (в
ударном слоге).
2.
Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно
обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно
называются твѐрдыми звуками, например. Звук «с» обозначается буквой С, а
не ЭС или СЭ.
3.
Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
4.
Подбор зрительного образа к букве (вариант ребѐнка).
5.
Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант
педагога).
6.
Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
7.
Анализ буквы (из каких элементов состоит,
количество
элементов и расположение их в пространстве).
8.
Знакомство с траекторией движений при написании буквы
(обведение буквы пальцем по гладкой поверхности, по трафарету, по
контуру, по воздуху, на песке, на доске).
9.
Самостоятельное написание печатной буквы.
Методы и средства реализации Программы:
1. Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ,
беседа).
2. Наглядный (наблюдение, рассматривание).
3. Практический (словесные игры; дидактические игры:«Поймай звук»,
«Найди букву», «Цепочка слов»).
12
Методическое условие реализации программы предполагает наличие
методики О.Г. Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся
читать».
Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению
чтению и звуковому анализу.
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых
пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Создание условий доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
чтению невозможно без включения и активного участия родителей
дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах,
полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в
домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в
успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико
–
синтетического
слияния
звукобуквенных
сочетаний. На
протяжении всей реализации содержания учебного материала программы
родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:
они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены
о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления
и упрочения материала изученного с педагогом.
13
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение Программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой
комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях
предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями
психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты
укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу
детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.
О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».
Конспекты занятий с детьми 5-7 дет. М.: Издательство ГНОМ, 2014.
О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».
Альбом упражнений для детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ, 2017.
Е.М.Косинова
«Пишем
вместе
с
логопедом».
Издательство
«Махаон,2018.
Методическая основа Программы:
- одновременное изучение парных по твѐрдости и мягкости согласных
звуков;
- усвоение детьми слогов типа СГ (слогов слияния), а также овладение
плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков;
- представление детям системы игр и упражнений со звуками, буквами,
словами;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия,
оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности говорения
и слушания, чтения и письма.
3.2. Примерный распорядок и расписание занятий.
Дополнительная образовательная программа социально – гуманитарной
направленности «Речевичок» предполагает 22 рабочие недели и 42 занятия.
14
Период занятий в кружке с 01 октября
по 31 мая (8 календарных
месяцев). Занятия будут проводиться в соответствии с СанПиН и учебным
планом.
Расписание занятий
Наименование
платной
образовательной
услуги / название
дополнительной
общеразвивающей
программы
Дни недели
Время занятий
(продолжительнос
ть занятия в
астрономических
часах, минутах)
Кол-во
групп
(шт.)
Возраст,
лет
Кол-во
детей в
группе
(чел.)
2
6-7
20
15.45-16.15
16.25-16.55
(30 минут, в т.ч.
«Речевичок»
Вторник,
25 минут
четверг
непрерывный
образовательный
процесс и 5 минут
физкульминутка)
3.3. Учебно-тематический план
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям
подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Численность в группе – 10 человек.
Форма организации занятий: подгрупповая.
Режим занятий:
Общее количество:42 занятия.
Продолжительность занятий:2 раза в неделю по 30 минут.
Учебный план работы кружка «Речевичок»
Всего занятий/ часов в Всего занятий /часов Количество
неделю
в месяц
занятий/часов в год
2/60 мин(1 час)
8/240 мин(4 часа)
42/1260мин(21 час)
Пояснения: кружок функционирует с 1 октября по 31 мая. В январе в
связи с каникулами занятия начинаются с третьей недели.
15
Неделя Занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
Октябрь
Звуки гласные и согласные (2 часа)
1-я
1
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
1
2
Звуки речи. Гласные и согласные (Повторение)
1
Буквыгласные (6 часов)
2-я
3-я
4-я
3
Гласныебуквы А, Я
1
4
Гласныебуквы О, Ё
1
5
Гласныебуквы У, Ю
1
6
Гласныебуквы Э, Е
1
7
Гласные буквы Ы, И
1
8
Гласные буквы (Закрепление)
1
Нбоябрь
Буквы согласные (29 часов)
5-я
9
Твѐрдые и мягкие согласные звуки [с], [с`].
1
Буква С
6-я
7-я
8-я
10
Звуки [с], [с`]. Буква С. Слог-слияние
1
11
Звуки [с], [с`]. Буква С
1
12
Звуки [м], [м`]. Буква М. Деление слов на слоги
1
13
Звуки [м], [м`]. Буква М. Деление слов на слоги
1
14
Звуки [х], [х`]. Буква Х. Ударение
1
15
Звуки [н], [н`]. Буква Н. Предложение.
1
Прописная буква в начале предложения и в
именах людей
16
9-я
17
Звуки [н], [н`]. Буква Н. Предложение.
Декабрь
1
1
Звуки [р], [р`]. Буква Р
18
Звуки [л], [л`]. Буква Л. Предлоги
16
1
10-я
11-я
12-я
13-я
19
Звуки [з], [з`]. Буква З
1
20
Изученныесогласныебуквы (Закрепление)
1
21
Звуки [в], [в`]. Буква В
1
22
Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф
1
23
Звуки [г], [г`]. Буква Г
1
24
Звуки [к], [к`]. Буква К
1
Январь
25
1
Звуки [б], [б`]. Буква Б
26
Звуки [п], [п`]. Буква П. Прописанная буква в
1
географических названиях
14-я
Февраль
27
1
Звуки [д], [д`]. Буква Д
15-я
28
Звуки [т], [т`]. Буква Т
1
29
Звуки [ж], [ж`]. Буква Ж. Прописанная буква в
1
географических названиях
30
16-я
Звук[ш]. Буква Ш
1
Март
31
1
Парныесогласныезвуки (Закрепление)
32
Звуки [ж], [ш]. Согласные буквы Ж, Ш.
1
Сочетания жи, ши, же, ше.
17-я
18-я
33
Звук[ц]. Буква Ц
1
34
Звук[й]. Буква Й
1
35
Апрель
1
Звук [ч]. Буква Ч. Сочетание ча, чу
19-я
36
Звук [щ]. Буква Щ. Сочетание ща, щу
1
37
Буквы, обозначающие всегда твѐрдые
1
согласные звуки. Буквы, обозначающие всегда
мягкие согласные звуки (Закрепление)
17
19-я
38
Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два
1
звука
Май.
20-я
Буквы ь,ъ (3 часа)
39
1
Буква ь – показатель мягкости согласных
звуков
40
Разделительный мягкий знак
1
21-я
41
Разделительный твѐрдый знак
1
22-я
42
Алфавит. Диагностика.
1
3.4. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
№
1.
Наименование
О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно
Количество
2
учимся читать». Конспекты занятий с детьми 5-7 дет.
М.: Издательство ГНОМ, 2014.
2.
О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно
20
учимся читать». Альбом упражнений для детей 5-7 лет.
М.: Издательство ГНОМ, 2017
3.
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения».
20
Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития
техники чтения у старших дошкольников. М.:
Издательство ГНОМ
4.
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения».
2
Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и
развития техники чтения у старших дошкольников. М.:
Издательство ГНОМ
5.
Кассы букв и слогов
18
20
6.
Магнитная доска с буквами
2
7.
Цветные магниты: красные
20
8.
синие
20
зелѐные
20
Шариковые ручки: красные
20
синие
20
зелѐные
20
9.
Простые карандаши
20
10.
Пеналы пластмассовые
20
11.
Ластики
10
12.
Цветные карандаши (6 основных цветов)
20
13.
Маркеры: зелѐные
2
14.
синие
2
красные
2
чѐрные
2
Цветной картон
4
19
3.5. Перечень источников, используемых при разработке Программы
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. М.- 2014.
2. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом
упражнений для детей 6-7 лет. М.- 2014.
3. Новикова Е.В. «Логопедическая азбука. От буквы к слову». М.- 2011.
4. Косинова. Е.Н.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
5.СеливерстовВ.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического
восприятия инавыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению. М.: АСТ, 2015.
8. Косинова Е.М. «Пишем вместе с логопедом». Москва, «Махаон», 2018.
20
4. Краткая презентация Программы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребѐнком
разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Задача
дошкольного
учреждения
–
воспитать
у
детей
качества
речи,
способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в
начальной
школе. Формирование у
детей
навыка
чтения
является
необходимой базой для всего последующего образования.
Данная программа направлена на подготовку детей 6-7 лет к успешному
освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены
методическое пособие – О.Г. Молчановой «До школы 6 месяцев: срочно
учимся читать», «Логопедическая азбука» Е.Н. Новиковой, «Азбука в
картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю –
пишу».
Цель Программы: формирование умения произносить и читать слова
различной звукослоговой структуры у детей 6-7 лет.
Задачи:
Подготовить детей к обучению грамоте
- формировать у детей первоначальные представления понимания того,
что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и
трѐхсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитывать звуковую культуру речи
- формировать и закреплять правильное произношение звуков родного
языка и соотносить их с буквенным изображением; вырабатывать
интонационную выразительность, дикцию, силу голоса, темп речи.
Формировать грамматический строй речи
- развивать умение образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучать правильному
построению предложений.
Развивать процессы восприятия, мышления, речи
21
- совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного
анализаторов, умение ориентироваться в пространстве.
Программа разработана с учѐтом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными
возрастными возможностями детей).
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала).
3. Наглядности (предлагает наличие наглядного раздаточного материала,
наличие дидактических игр и пособий).
4.
Индивидуализации
(учитывает
психологические
особенности
дошкольников).
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения).
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи).
Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Азбуке»
Молчановой. На занятиях дети пользуются специальными тетрадями, где
выполняют задания, раскрашивают, зарисовывают.
К концу учебного года дети научатся:
5.
Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
6.
Владеть чтением посредством складового метода;
7.
Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя
символы для обозначения гласных и согласных звуков;
8.
Проводить работу по составлению схем слов и предложений.
Сроки реализации программы: программа реализуется в течение 1
года. Обучение детей рассчитано на 22 учебные недели. Общее количество
учебных часов – 42.
22
Период занятий в кружке с 01 октября
по 31 мая (8 календарных
месяцев). Занятия будут проводиться в соответствии с СанПиН и учебным
планом.
Формы и режим занятий
продолжительность занятий
30
минут,
в
т.ч.
25
минут
непрерывный образовательный процесс и 5 минут физкульминутка;
форма проведения занятий – групповая;
начало занятий – 1 октября текущего учебного года;
окончание занятий – 31 мая текущего учебного года;
режим занятий: 2 раза в неделю,
Целевые
ориентиры
Программы
выступают
основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования.
23