Дополнительная образовательная программа социально - гуманитарной направленности Речевичок

Принята на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «31» августа 2021 г.

Утверждена приказом
№ 169/02-06
от «31» августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТ АРНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«Речевичок »
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель
учитель – логопед
Титова Г.Н.

Калуга, 2021

№п/п
1
1.1.

Содержание

стр.

Целевой раздел
Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи рабочей Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
особенностей развития речи детей 6-7 лет

4

'1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

9

1.2.1

Особенности организации педагогической диагностики

9

2
2.1.

2.2.
3

Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности по реализации Дополнительной
образовательной программы социально – гуманитарной направленности
«Речевичок»
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

11

13

Организационный раздел

3.1.

Методическое обеспечение Программы

14

3.2.

Примерный распорядок и расписание занятий

14

3.3.

Учебно – тематический план

15

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

18

3.5.

Перечень источников, используемых при разработке Программы

20

Краткая презентация Программы

21

4

2

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребѐнком
разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема
готовности ребѐнка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой
готовностью к школе понимается взаимосвязь множества

компонентов,

основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух,
звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качестваречи,
способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в
начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для
всего последующего образования. С каждым годом увеличивается число
детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие
трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо
запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к
низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство

зрительного,

пространственного

и

фонематического

восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
1.1.1.Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Формирование

умения

произносить

и

читать

слова

различной

звукослоговой структуры у детей 6-7 лет.
Задачи:
Подготовить детей к обучению грамоте
- формировать у детей первоначальные представления понимания того,
что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и
трѐхсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
3

Воспитывать звуковую культуру речи
- формировать и закреплять правильное произношение звуков родного
языка и соотносить их с буквенным изображением; вырабатывать
интонационную выразительность, дикцию, силу голоса, темп речи.
Формировать грамматический строй речи
- развивать умение образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучать правильному
построению предложений.
Развивать процессы восприятия, мышления, речи
- совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного
анализаторов, умение ориентироваться в пространстве.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учѐтом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными
возрастными возможностями детей).
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала).
3. Наглядности (предлагает наличие наглядного раздаточного материала,
наличие дидактических игр и пособий).
4.

Индивидуализации

(учитывает

психологические

особенности

дошкольников).
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения).
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи).
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики особенностей развития речи детей 6-7 лет
Благодаря большой кропотливой работе педагогов и родителей в
предшествующие годы речь шестилетнего ребенка развита достаточно
4

хорошо. Он владеет практически всеми основными сторонами родного
языка. В последний год перед школой уровень речевого развития каждого
ребенка

качественно

совершенствуется:

дополняется,

уточняется,

закрепляется. Активно продолжается работа по развитию связной речи,
которая аккумулирует и широко использует все достижения речевого
развития детей.
Для построения правильной методической работы по развитию речи
взрослым

(педагогам

и

родителям)

следует

знать:

1)

состояние

произносительной стороны речи; 2) лексический объем речи (словарь); 3)
состояние грамматического строя речи; 4) особенности развития связной
речи; 5) уровень развития мелкой моторики рук.
Произносительная сторона речи
Произносительная
сформирована

и

сторона

нуждается

речи
лишь

детей
в

седьмого

некотором

года

жизни

закреплении

и

уточнении. Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического
слуха). Уровень развития речевого слуха позволяет детям 6—7 лет:


контролировать правильность собственной речи и речи окружающих

при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции слов, в
согласовании слов в предложении;


определять наличие определенного звука во фразе; выделять из фразы

слова с заданным звуком; подбирать слова: на определенный звук;
заканчивающиеся на заданный звук; со звуком, находящимся в середине
слова; с двумя заданными звуками [с — ш], [з — ж], [ц — с],
например:соцветие-,


дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и

твердые звуки;


различать лексическое значение слов-паронимов.

Речевое дыхание. У детей 6—7 лет сформировано правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Исключение составляют
дети с различной формой заикания, которым рекомендуются занятия с
5

логопедом. Объем легких детей седьмого года жизни позволяет им
произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 6—8 слов. В сложных по
конструкции предложениях дети рационально используют выдыхаемый
поток воздуха, умеют делать правильные остановки в речи для нового
короткого вдоха, не нарушая при этом целостности произносимой фразы.
Звукопроизношение. Ребенок 6 лет в норме владеет правильным
произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются
недостатки,

выражающиеся

в

недостаточно

четкой

дифференциации

отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие
согласные, твердые и мягкие звуки. У части детей процесс закрепления
навыков правильного произношения (или автоматизации) звуков [р — р’], [л
— л’] несколько затягивается. Эти дети не владеют в достаточной мере
самоконтролем при произношении данных звуков. Им требуется помощь
окружающих взрослых.
Словопроизношение. Детям 6-7 лет доступно произношение слов
сложной звуко-слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы,
соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от
высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр).
Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных
звуков (экскаватор, оркестрант и т. п.).
Лексический объѐм речи
Объем

словаря

детей 6—7

лет

различен.

Это

зависит

от

индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он
воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает
5000

слов.

Активное

расширение

словаря

идет

за

счет

развития

познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на
основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет
фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и
общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким).
Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде
6

всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном
окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в
магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты
живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие
характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.);
объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года.
Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий,
связанных с деятельностью человека.
Продолжается

работа

с

синонимами,

антонимами,

омонимами.

Закрепляются представления детей о многозначности слов. Они понимают и
используют в своей речи слова с переносным значением (хитрая,как лиса;
быстрый, как ветер и т. п.). Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического
запаса слов детей б—7 лет является способность усваивать каждое
воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году
жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т.
п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение —
предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п.
Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
Грамматический строй речи
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с
развитием грамматического строя речи. Дети 6— 7 лет достаточно легко (с
помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они
осваивают практически все способы словообразования русского языка (на
уровне языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют в
самостоятельной речи прилагательные сравнительной степени (добрый—
добрее). Они правильно употребляют часто встречающиеся несклоняемые
существительные (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют

в

своей

речи

практически

все

предлоги,

выражающие

пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с
7

приставкой пере_ не путают ее с другими близкими по звучанию
приставками (при-, про ).
По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании
существительных в родительном падеже множественного числа. При этом
они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается.
В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети
допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начать.
В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения
сложной конструкции. Отвечая на проблемные вопросы (почему? зачем?
как?),

они

стилистически

правильно

строят

ответы,

употребляя

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Таким образом,
дети б—7 лет на интуитивном уровне имеют достаточно точное знание норм
грамматики.
Развитие связной речи
С шестилетними детьми продолжается серьезная работа по обучению
связной речи (диалогу и монологу). Чем старше ребенок, тем больше
времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи.
Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 6—7
лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его
умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная
речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком: освоение произносительной стороны, словарного состава, грамматического строя. Владение разнообразными навыками связной речи
позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и
взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и
впечатления - ми, получить необходимую и интересующую информацию.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью,
которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей
и социально значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с
правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника,
8

формулировать и задавать вопросы, строить ответ (реплику) в соответствии с
услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели,
ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в
наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание,
просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо
продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять
детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в
повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для
получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической
речи в монологи.
На протяжении седьмого года жизни продолжается обучение детей
составлению

монологических

текстов.

К

6

годам

дети

освоили

элементарное построение монологов повествовательного и описательного
типа. Они умеют определять главную тему высказывания и выстраивать
последовательность частей монолога-повествования (начало; средняя часть,
концовка); называть объект речи, определять и выдерживать элементарную
логику перечисления в монологах-описаниях. Возросшие возможности
детей 6 лет позволяют обучать их правилам составления элементарных
контаминированных текстов (т. е. умению комбинировать повествовательные и описательные монологи).
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного года дети должны:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
2. Владеть чтением посредством складового метода;
3. Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя символы
для обозначения гласных и согласных звуков;
4. Проводить работу по составлению схем слов и предложений.
1.2.1. Особенности организации педагогической диагностики
Педагогическая комплексная диагностика
9

уровня практического осознания элементов языка и речи
/для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с
возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных,
входит осознание ими языковой действительности в процессе специально
организованного обучения. Изучение практического осознания элементов
речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова,
фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются
следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в
этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят
играть»? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов.
Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов –
неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Фамилия и
имя
ребенка

Количественная оценка в баллах
выделение
слова

Фонемный
анализ

Таблица 1
Общая оценка

анализ
предложений

Обработка и интерпретация результатов исследования.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического
осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе
суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне
речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в
итоговой таблице.
Сроки проведения диагностики:4 неделя октября, 4 неделя мая.
10

2. Содержательный раздел
Содержание программы

позволяет в занимательной игровой форме

усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия
и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению
является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения
программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое
восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В
структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами
соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется
двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию
материала.
При

составлении

возрастные

особенности

программы
детей,

их

учитывались

индивидуальные

потенциальные

возможности

и
и

способности.
2.1. Описание образовательной деятельности по реализации
Дополнительной образовательной программы социально –
гуманитарной направленности «Речевичок»
Этапы работы
1. Звуки гласные и согласные.
2. Гласные звуки и буквы.
3. Парные по твѐрдости и мягкости согласные звуки.
4. Деление слов на слоги.
5. Ударение.
6. Правила написания предложений.
Постепенно дети овладевают чтением посредством складового
метода; учатся составлять звуковые схемы слогов и слов, используя цветные
11

символы для обозначения гласных и согласных звуков; проводят работу по
составлению схем слов и предложений; знакомятся с рядом грамматикоорфографических правил; расширяют и уточняют представления об
окружающей действительности, обогащают словарный запас и развивают
устную речь.
Основные направления изучения буквы:
1.

Выделение изучаемого звука из слов в сильной позиции (в

ударном слоге).
2.

Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно

обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно
называются твѐрдыми звуками, например. Звук «с» обозначается буквой С, а
не ЭС или СЭ.
3.

Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

4.

Подбор зрительного образа к букве (вариант ребѐнка).

5.

Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант

педагога).
6.

Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

7.

Анализ буквы (из каких элементов состоит,

количество

элементов и расположение их в пространстве).
8.

Знакомство с траекторией движений при написании буквы

(обведение буквы пальцем по гладкой поверхности, по трафарету, по
контуру, по воздуху, на песке, на доске).
9.

Самостоятельное написание печатной буквы.
Методы и средства реализации Программы:

1. Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ,
беседа).
2. Наглядный (наблюдение, рассматривание).
3. Практический (словесные игры; дидактические игры:«Поймай звук»,
«Найди букву», «Цепочка слов»).
12

Методическое условие реализации программы предполагает наличие
методики О.Г. Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся
читать».
Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению
чтению и звуковому анализу.
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых
пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Создание условий доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
чтению невозможно без включения и активного участия родителей
дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах,
полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в
домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в
успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико

–

синтетического

слияния

звукобуквенных

сочетаний. На

протяжении всей реализации содержания учебного материала программы
родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:
они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены
о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления
и упрочения материала изученного с педагогом.

13

3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение Программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой
комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях
предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями
психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты
укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу
детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.
О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».
Конспекты занятий с детьми 5-7 дет. М.: Издательство ГНОМ, 2014.
О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».
Альбом упражнений для детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ, 2017.
Е.М.Косинова

«Пишем

вместе

с

логопедом».

Издательство

«Махаон,2018.
Методическая основа Программы:
- одновременное изучение парных по твѐрдости и мягкости согласных
звуков;
- усвоение детьми слогов типа СГ (слогов слияния), а также овладение
плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков;
- представление детям системы игр и упражнений со звуками, буквами,
словами;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия,
оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности говорения
и слушания, чтения и письма.
3.2. Примерный распорядок и расписание занятий.
Дополнительная образовательная программа социально – гуманитарной
направленности «Речевичок» предполагает 22 рабочие недели и 42 занятия.
14

Период занятий в кружке с 01 октября

по 31 мая (8 календарных

месяцев). Занятия будут проводиться в соответствии с СанПиН и учебным
планом.
Расписание занятий
Наименование
платной
образовательной
услуги / название
дополнительной
общеразвивающей
программы

Дни недели

Время занятий
(продолжительнос
ть занятия в
астрономических
часах, минутах)

Кол-во
групп
(шт.)

Возраст,
лет

Кол-во
детей в
группе
(чел.)

2

6-7

20

15.45-16.15
16.25-16.55
(30 минут, в т.ч.
«Речевичок»

Вторник,

25 минут

четверг

непрерывный
образовательный
процесс и 5 минут
физкульминутка)

3.3. Учебно-тематический план
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям
подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Численность в группе – 10 человек.
Форма организации занятий: подгрупповая.
Режим занятий:
Общее количество:42 занятия.
Продолжительность занятий:2 раза в неделю по 30 минут.
Учебный план работы кружка «Речевичок»
Всего занятий/ часов в Всего занятий /часов Количество
неделю

в месяц

занятий/часов в год

2/60 мин(1 час)

8/240 мин(4 часа)

42/1260мин(21 час)

Пояснения: кружок функционирует с 1 октября по 31 мая. В январе в
связи с каникулами занятия начинаются с третьей недели.
15

Неделя Занятия

Тема занятия

Кол-во
часов

Октябрь
Звуки гласные и согласные (2 часа)
1-я

1

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

1

2

Звуки речи. Гласные и согласные (Повторение)

1

Буквыгласные (6 часов)
2-я

3-я

4-я

3

Гласныебуквы А, Я

1

4

Гласныебуквы О, Ё

1

5

Гласныебуквы У, Ю

1

6

Гласныебуквы Э, Е

1

7

Гласные буквы Ы, И

1

8

Гласные буквы (Закрепление)

1

Нбоябрь
Буквы согласные (29 часов)
5-я

9

Твѐрдые и мягкие согласные звуки [с], [с`].

1

Буква С

6-я

7-я

8-я

10

Звуки [с], [с`]. Буква С. Слог-слияние

1

11

Звуки [с], [с`]. Буква С

1

12

Звуки [м], [м`]. Буква М. Деление слов на слоги

1

13

Звуки [м], [м`]. Буква М. Деление слов на слоги

1

14

Звуки [х], [х`]. Буква Х. Ударение

1

15

Звуки [н], [н`]. Буква Н. Предложение.

1

Прописная буква в начале предложения и в
именах людей
16
9-я

17

Звуки [н], [н`]. Буква Н. Предложение.
Декабрь

1
1

Звуки [р], [р`]. Буква Р
18

Звуки [л], [л`]. Буква Л. Предлоги
16

1

10-я

11-я

12-я

13-я

19

Звуки [з], [з`]. Буква З

1

20

Изученныесогласныебуквы (Закрепление)

1

21

Звуки [в], [в`]. Буква В

1

22

Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф

1

23

Звуки [г], [г`]. Буква Г

1

24

Звуки [к], [к`]. Буква К

1

Январь

25

1

Звуки [б], [б`]. Буква Б
26

Звуки [п], [п`]. Буква П. Прописанная буква в

1

географических названиях
14-я

Февраль

27

1

Звуки [д], [д`]. Буква Д

15-я

28

Звуки [т], [т`]. Буква Т

1

29

Звуки [ж], [ж`]. Буква Ж. Прописанная буква в

1

географических названиях
30
16-я

Звук[ш]. Буква Ш

1
Март

31

1

Парныесогласныезвуки (Закрепление)
32

Звуки [ж], [ш]. Согласные буквы Ж, Ш.

1

Сочетания жи, ши, же, ше.
17-я

18-я

33

Звук[ц]. Буква Ц

1

34

Звук[й]. Буква Й

1

35

Апрель

1

Звук [ч]. Буква Ч. Сочетание ча, чу

19-я

36

Звук [щ]. Буква Щ. Сочетание ща, щу

1

37

Буквы, обозначающие всегда твѐрдые

1

согласные звуки. Буквы, обозначающие всегда
мягкие согласные звуки (Закрепление)

17

19-я

38

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два

1

звука
Май.
20-я

Буквы ь,ъ (3 часа)

39

1
Буква ь – показатель мягкости согласных
звуков

40

Разделительный мягкий знак

1

21-я

41

Разделительный твѐрдый знак

1

22-я

42

Алфавит. Диагностика.

1

3.4. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
№
1.

Наименование
О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно

Количество
2

учимся читать». Конспекты занятий с детьми 5-7 дет.
М.: Издательство ГНОМ, 2014.
2.

О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно

20

учимся читать». Альбом упражнений для детей 5-7 лет.
М.: Издательство ГНОМ, 2017
3.

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения».

20

Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития
техники чтения у старших дошкольников. М.:
Издательство ГНОМ
4.

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения».

2

Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и
развития техники чтения у старших дошкольников. М.:
Издательство ГНОМ
5.

Кассы букв и слогов
18

20

6.

Магнитная доска с буквами

2

7.

Цветные магниты: красные

20

8.

синие

20

зелѐные

20

Шариковые ручки: красные

20

синие

20

зелѐные

20

9.

Простые карандаши

20

10.

Пеналы пластмассовые

20

11.

Ластики

10

12.

Цветные карандаши (6 основных цветов)

20

13.

Маркеры: зелѐные

2

14.

синие

2

красные

2

чѐрные

2

Цветной картон

4

19

3.5. Перечень источников, используемых при разработке Программы
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. М.- 2014.
2. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом
упражнений для детей 6-7 лет. М.- 2014.
3. Новикова Е.В. «Логопедическая азбука. От буквы к слову». М.- 2011.
4. Косинова. Е.Н.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
5.СеливерстовВ.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического
восприятия инавыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению. М.: АСТ, 2015.
8. Косинова Е.М. «Пишем вместе с логопедом». Москва, «Махаон», 2018.

20

4. Краткая презентация Программы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребѐнком
разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Задача
дошкольного

учреждения

–

воспитать

у

детей

качества

речи,

способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в
начальной

школе. Формирование у

детей

навыка

чтения

является

необходимой базой для всего последующего образования.
Данная программа направлена на подготовку детей 6-7 лет к успешному
освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены
методическое пособие – О.Г. Молчановой «До школы 6 месяцев: срочно
учимся читать», «Логопедическая азбука» Е.Н. Новиковой, «Азбука в
картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю –
пишу».
Цель Программы: формирование умения произносить и читать слова
различной звукослоговой структуры у детей 6-7 лет.
Задачи:
Подготовить детей к обучению грамоте
- формировать у детей первоначальные представления понимания того,
что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и
трѐхсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитывать звуковую культуру речи
- формировать и закреплять правильное произношение звуков родного
языка и соотносить их с буквенным изображением; вырабатывать
интонационную выразительность, дикцию, силу голоса, темп речи.
Формировать грамматический строй речи
- развивать умение образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучать правильному
построению предложений.
Развивать процессы восприятия, мышления, речи
21

- совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного
анализаторов, умение ориентироваться в пространстве.
Программа разработана с учѐтом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными
возрастными возможностями детей).
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала).
3. Наглядности (предлагает наличие наглядного раздаточного материала,
наличие дидактических игр и пособий).
4.

Индивидуализации

(учитывает

психологические

особенности

дошкольников).
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения).
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи).
Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Азбуке»
Молчановой. На занятиях дети пользуются специальными тетрадями, где
выполняют задания, раскрашивают, зарисовывают.
К концу учебного года дети научатся:
5.

Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;

6.

Владеть чтением посредством складового метода;

7.

Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя

символы для обозначения гласных и согласных звуков;
8.

Проводить работу по составлению схем слов и предложений.

Сроки реализации программы: программа реализуется в течение 1
года. Обучение детей рассчитано на 22 учебные недели. Общее количество
учебных часов – 42.

22

Период занятий в кружке с 01 октября

по 31 мая (8 календарных

месяцев). Занятия будут проводиться в соответствии с СанПиН и учебным
планом.
Формы и режим занятий


продолжительность занятий

30

минут,

в

т.ч.

25

минут

непрерывный образовательный процесс и 5 минут физкульминутка;


форма проведения занятий – групповая;



начало занятий – 1 октября текущего учебного года;



окончание занятий – 31 мая текущего учебного года;



режим занятий: 2 раза в неделю,

Целевые

ориентиры

Программы

выступают

основаниями

преемственности дошкольного и начального общего образования.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (4842) 54-63-92, 8 (4842) 79-44-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».